Дагестанский государственный университет

Литературный вечер «Человек есть тайна» к 200- летию Ф. М. Достоевского в Научной библиотеке ДГУ

E-mail Печать PDF

5В наступающем 2021 году культурное сообщество России отметит 200-летний юбилей Ф. М. Достоевского (1821–1881), согласно Указу президента РФ.Научная библиотека Дагестанского государственного университета проведет в течение следующего года цикл мероприятий приуроченных к этой дате. Первый литературно - поэтический вечер в честь писателя прошел в библиотеке под названием «Человек есть тайна…».

Федор Достоевский – классик мировой литературы. Человек с трудной судьбой, проживший большую часть жизни в долгах и болезни, с желанием ответить на вечные вопросы. Пророк и писатель, который достижение счастья видел не иначе как через страдание, был неутомимым защитником добра. Настолько ярым, что многие приписали Федору Достоевскому противопоставление целого мира слезинке ребенка.

«Достоевский показал современного ему человека в пору острейшего политического религиозного, морального кризиса общества.В его творчестве человек, взятый в острых современных жизненных положениях, предстает во всей полноте своей духовной природы, как итог прошлого развития человечества. Поэтому столь катастрофичны сюжеты его произведений, а внутренний мир его героев особенно драматичен.Мало кто сравнится с подобным защитником в понимании и объяснении причин существующего в этом мире зла», - рассказала заведующая отделом обслуживания в библиотеке ДГУ Барият Султангабидова.

Достоевского ценят на Западе - в первую очередь как религиозного мыслителя, как наставника жизни, как гения, принесшего драгоценные откровения в области человеческого духа. Конечно, некоторую долю увлечения Достоевским на Западе надо отнести за счет наивного интереса к темам Достоевского, как к реалистическим изображениям так называемой «русской души»...

Стоит рассказать о популярности Достоевского в Японии, критик Кэнъити Мацумото еще в 1975 году написал: «Японцы одержимы Достоевским», а исследователь Достоевского Садаеси Игэта в 2011-м заметил: «Японские читатели и писатели повторяют диалоги с Достоевским, размышляя о самом себе или о нашем обществе». И он как никакой другой автор подпитывает их сосредоточенность на своем внутреннем мире.

Франц Кафка, знаток человеческой души, называл его «кровным родственником», Эрнест Хемингуэй и Джеймс Джойс также признавали его влияние на свои тексты, а Ницше и Фрейд ценили его за способность легко вплетать мрачные глубины человеческой психологии в свои истории.
Достоевский  пишет: « Человек, есть тайна… Её надо разгадать, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

IMG_82591

Отдел  обслуживания литературой по отраслям наук провел немало литературных и поэтических вечеров по классикам русской литературы.

«Не так давно, провели литературные вечера: «Тайны, загадки, мистика в жизни и творчестве Михаила Васильевича Гоголя» 210 - летию писателя и «Во всем дойти до совершенства» 210- летнему юбилею М.Ю.Лермонтова и всегда нас поддерживает в наших начинаниях филологический факультет, кафедра Русской литературы, заведующим кафедрой, он же декан  факультета,Мазанаев Шабан Абдулкадырович», - поделилась Султангабидова.

Преподаватель филфака ДГУ, кандидат филологических наук, доцент, Татьяна Пашаева о Достоевском, и  о его творчестве:«Миросозерцание Достоевского не было отвлеченной системой идей. Его миросозерцание есть его гениальная интуиция  человеческой и мировой судьбы. Его творчество есть знание , наука о духе. Для понимания Достоевского нужен особый склад души. Без привлечения библейского текста невозможно понять и оценить творчество писателя во всей его полноте, сложности и оригинальности. В «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» введены длинные евангельские отрывки, а также огромное количество прямых и косвенных цитат из Св. Писания, количество которых неуклонно нарастает к последнему роману настолько, что почти каждая страница содержит эти цитаты. В романах Достоевского социальная роль денег, личного превосходства, власти играет важнейшую роль. В этом мире библейское повествование, введенное как текст в тексте, обладает разрушающей функцией, поскольку четко ориентировано в ином направлении».

О гранях таланта Ф.М. Достоевского, о взгляде художников – иллюстраторов рассказал заведующий отделом изобразительных  Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, Александр Сергеев.

«Творчество Ф.М.Достоевского вызывает неизменный интерес у читателей, литературоведов, режиссеров, сценаристов, художников. Каждая эпоха осмысливает писателя по-своему, и это осмысление находит свое отражение как в самоценных произведениях искусства, так и в интерпретациях. Александр Юрьевич представил рисунки и иллюстрации многих художников на  почти все произведения писателя», - рассказал Сергеев.

Интересными являются иллюстрации Михаила Гавричкова к романам «Идиот» и «Бесы», Аллы Джигирей к произведениям «Слабое сердце», «Чужая жена и муж под кроватью», «Маленький герой» и «Дядюшкин сон», Бориса Непомнящего к повести «Записки из Мертвого дома», Андрея Харшака к роману «Преступление и наказание».

«Мне кажется, что это очень современный писатель, потому что проблемы, которые он поднимает, они необыкновенно современны. Маленький человек, несчастный молодой человек. Все это происходит в таких декорациях, как мне кажется, со времен Достоевского не сильно изменились. Мы можем выйти в центр города и увидеть все практически без изменений, что видел он», - рассказывала Алла Джигирей, художник-иллюстратор изданий Достоевского.

Последнее обновление 21.11.20 11:02  
AddThis Social Bookmark Button